четверг, 16 мая 2013 г.

Как не вляпаться? Деструктивные тренинги.

      Оказывается, не все уж тренинги так хороши и полезны... Вчера я осознала, куда я могла вляпаться. В институте мне задали подготовить доклад на тему " Психологическая проблема некомпетентных тренингов". Информации, на самом деле много, а главное- какой интересной, что невозможно оторваться.  Я хочу рассказать вам о тренинге личностного роста, на котором я побывала сама 2 года назад. В сети я нашла очень подходящую, как на мой взгляд цель такого тренинга:  сформировать зависимый тип личности. 


   Обычно, такой тренинг рассчитан на 3 дня и больше и состоит он из 3 частей, иногда 4.. Мой тренинг был как раз 3 дня, с 10 утра и до 12 ночи. Когда я пришла, была очень удивлена, что окна были завешены, это сделано было для того, чтобы участник не чувствовал времени( продуманный вид влияния.), играла музыка, от которой "бегут" мурашки (по типу Гимна Украины),  прям чувствуешь, что можешь всё в этой жизни и море по колено! У нас было несколько кофе-брейков и один большой перерыв, когда мы отправлялись обедать в ближайшую кафешку.

     Меня очень удивило, когда я , зайдя в аудиторию, услышала, что люди кричат: "Занимайте первые места! Занимайте первые места!!!" и все это сопровождалось торжественной музыкой. Я подумала, что эти люди просто там работают и они и будут вести тренинг. Их было человек 10, опрятно одеты, в деловых костюмчиках, а девушки на каблуках, прям воплощение успешного человека! Как оказалось, они не будут проводить тренинг. Будет только один тренер, который и  руководит всем процессом. Обращалась она на "ты", когда ты слышишь это, кажется , что она говорит именно тебе, и эта информация адресована именно тебе. Как мне сказали, что она очень успешный психолог и тренер, поэтому я сидела и слушала с открытым ртом. Честно  сказать, я уже не помню суть ее слов, но это было впечатляюще, хотелось встать и побежать "сворачивать горы". 

    Вернемся, к тем людям, которые , я думала будут проводить тренинг, как оказалось, они уже прошли такой тренинг, а сейчас просто помогают, им это очень нравиться и что самое интересное - добровольно и совершенно безвозмездно!У меня, как человека- скептика, такой альтруизм не вызвал особого доверия и я подумала: явно тут что-то не так...Тратить свое время, отпрашиваться с работы (тем более, что это были будние дни), забирать целых 3 дня у семьи, чтобы помочь провести какой-то  тренинг! Потом, как выяснилось , эти люди были капитанами наших команд, одной из функций капитана, была каждый день звонить участникам команды и проверять - выполнили ли они домашнее задание. Капитан команды, естественно, уже был  вообще психолог, ведь он уже прошел все ступени тренинга и мог давать дельные рекомендации. По словам всех помощников, капитанов, тренинг изменил их жизнь к лучшему, кто-то купил квартиру,кто-то нашел свою любовь, кто-то наладил отношения в семье. Создавалось такое впечатление, что этот тренинг - панацея и я именно здесь и сейчас! 

     По-моему, на 2 день тренинга, я познакомилась с одной участницей , ее муж был здесь  в роли капитана, а она здесь впервые, как и все остальные участники. Она пожаловалась на мне на то, что тренинг очень сильно испортил ее отношения с мужем, он стал просто фанатиком, он живет по правилам тренинга, делает так, как говорили на тренинге и еще в добавок "влез"в долги.(это удовольствие недешево стоит, основной курс- 1300грн, продвинутый - 2300 грн, а лидерский я уже не помню, но где-то около 3500-400-грн. ) Муж настаивал на том, чтобы она пошла , он говорил ей, что она просто не понимает, как это изменит ее жизнь. Ей пришлось пойти, чтобы сохранить семью. Не знаю, чем это закончилось, верю , что все у них хорошо. 

     Еще один важный момент. Мы очень сблизились с группой, все стали как родные, мы друг другу аплодировали, поддерживали друг друга, делились самым сокровенным. Что самое интересное, нам запрещалось рассказывать другим, что мы там делали. А мы и плакали , и танцевали, и переодевались друг с другом.Вроде и хотелось поделиться с подружками с близким, но думаешь, что нельзя ведь, все участники будут соблюдать правило, а я нет.На меня это так подействовало, что я действительно об этом никому не говорила. Разрешалось только делиться своими эмоциями от происходящего, но не больше (догадываетесь, наверное почему? обычный маркетинговый ход.)

    В целом, тренинг был очень эффективным и обещания капитанов оправдались, я многое осознала, тренинг внес свои коррективы в мою жизнь, думаю, больше хорошие, чем плохие.  Но самое интересное началось после...

    На 4 день, мне нужно было забирать сертификат о прохождении тренинга, но по субъективным причинам я не смогла этого сделать. На мои просьбы передать сертификат, отвечали, что я должна забрать его сама, так и до сих пор не забрала. (видимо, там был какой-то завершающий этап)  Мне кажется, что тренеру необходимо показать, что с вами что-то и заставить думать, что только путем прохождения тренинга, вы сможете изменить свою жизнь к лучшему. Где-то на протяжении недели после тренинга, мне звонил капитан моей команды и говорил о Продвинутом курсе, о том , что там будет настоящий класс,основной курс это так, еще цветочки. Я отказалась. Потом мне звонили еще и еще, спрашивали не надумала ли я.

    Спустя некоторое время мне опять звонили, но уже девушка,  язык у нее, был не так подвешен, речь ее была так неуверенна, что по разговору казалось,будто ее заставили позвонить. Это видимо, был новичок, который только прошел весь тренинг и под влиянием капитанов, завлекал на тренинг

   Развязку этого тренинга я уже нашла в сети. Людей здесь просто используют как средство для заработка. Тебе дают попробовать вкусную конфетку, тебе она очень нравиться, она вызывает у тебя положительные эмоции,она такая классная, тогда почему бы и твоим знакомым не попробовать ее?! Как можно допустить, чтобы другие упустили не познали ее вкуса?! Люди проходят все 3 курса, становятся капитанами, привлекают новых людей  так постоянно. Все начинается по новой, вовлечения, упражнения.... И люди думают, что они творят доброе дело, но на самом деле они просто марионетки в этой большой денежной игре.

   Как же все-таки выбрать правильный тренинг?

    Хочу с вами поделиться рекомендациями, которые я нашла в сети: 
    Психологические тренинги далеко не все деструктивные. Чем отличается обычный психологический тренинг от психокульта? Психокульт обещает решить глобальные задачи: как добиться успеха, как стать лидером, как заработать миллион. На нормальных же тренингах четко обозначена достаточно узкая тема: как повысить продажи, как лучше организовать работу коллектива, как вести себя при приеме на работу. Обычно их проводят в корпорациях. В фирму приглашается психолог, который оценивает работу компании, беседует с сотрудниками, дает советы, как повысить эффективность бизнеса. На Западе деятельность тренинговых компаний тщательно отслеживается. Есть данные о более чем 30 судебных процессах против Lifespring, на которых доказано, что по крайней мере шесть человек погибли в процессе обучения. Организация была вынуждена выплатить компенсацию родственникам погибших. У нас же в стране человеку неискушенному различить эту грань бывает трудно.

   «Участие в таком обучении допустимо только под наблюдением врача-психотерапевта, что бы там ни говорили сами представители компании, – заявили «НИ» в Институте судебной психиатрии им. Сербского. – Опасны эти тренинги тем, что дают жесткие, безапелляционные жизненные установки, действуют грубыми методами «перепрограммирования» психики. Они используют в своей практике интенсивные методики, основанные на внушении. Подобные тренинги могут оказывать положительное воздействие далеко не на всех. Личности впечатлительные, склонные к самоанализу, люди творческие после кратковременной эйфории рискуют впасть в депрессию или даже «заработать» какое-нибудь более серьезное заболевание».

 Желаю вам проходить только конструктивные, компетентные тренинги!

Комментариев нет:

Отправить комментарий